Новости за 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
 
RSS трансляции
Наши новости могут транслироваться, используя rss.
rss1.0
rss2.0
rdf
Патент РФ на полезную модель № 110809 «Регулятор давления»
Патент РФ на полезную модель № 110809 «Регулятор давления»

Патентообладатель – автор: Мельников Павел Эдуардович; международная патентная классификация: F16K 17/04 (2006.01), G05D 16/10 (2006.01); дата подачи заявки: 15.06.2011; дата публикации сведения о выданном патенте (дата выдачи патента) 27.11.2011.


Описание полезной модели к патенту России


Полезная модель относится к строительству, а конкретно к регулятору давления (редуктору), предназначенному для регулируемого снижения давления транспортируемой среды в сетях холодного и горячего водоснабжения, водяного отопления, пневмоприводах сжатого воздуха, а также в иных технологических трубопроводах, транспортирующих жидкости и газы. Регулятор давления поддерживает настроечное давление на выходе вне зависимости от скачков давления в сети, а также в статическом режиме, когда давление после редуктора не превышает настроечное.

Известен регулятор давления (редуктор), содержащий корпус со сквозной в продольном направлении полостью, разделенной на входную и выходную части расположенной продольно перегородкой, в которой поперечно продольному направлению корпуса выполнено отверстие с седлом клапана и установленным поперечно корпусу клапаном, расположенным в выходной полости клапана, который может полностью или частично перекрывать отверстие с седлом. Клапан выполнен со штоком, на конце которого имеется радиально выступающий поршень, расположенный в цилиндре корпуса, ориентированном по оси клапана. Выходная часть сквозной полости сообщается каналом с подпоршневой полостью, то есть с полостью, расположенной относительно поршня со стороны клапана, причем эта полость изолирована от входной части сквозной полости корпуса. С другой стороны поршня расположена пружина сжатия, поджимающая поршень относительно корпуса, а соответственно и клапан в направлении его открытия. Величина сжатия пружины можетт регулироваться винтом для настройки регулятора давления. Корпус с противоположных сторон с отверстиями во входную и выходную части сквозной полости имеет элементы для подключения к трубопроводу (Технический каталог компании Веста Трейдинг (Vesta Trading), 2009, стр. 292, 293).

Конструкция этого известного регулятора давления допускает возможность несанкционированной его регулировки пользователем, неспециалистом, что может вызвать нарушение работы сети, в которой он используется.

Известен регулятор давления, исключающий возможность несанкционированной регулировки, который предназначен для сетей водоснабжения и обеспечивающий экономичный расход воды за счет поддержание заданного давления (расхода) воды на выходе из используемых потребителем устройств, таких как водопроводные краны и душевые смесители (CN 101398098 A, МПК F16K 17/04, 2009).

Этот известный регулятор давления содержит корпус со сквозной полостью, доступ в которую открыть с противоположных сторон корпуса, где он имеет средства для подключения к трубопроводу, водопроводному крану или смесителю. На входном участке полости выполнена коническая поверхность, в которой расположен клапан с конической посадочной поверхностью, от которого в направлении вершины отходит шток, проходящий через центральный участок, расположенным внутри сквозной полости корпуса и связанный с ним радиальными перемычками. Шток с другой стороны центрального участка закреплен винтом. Между клапаном и центральным участком расположена пружина сжатия, которая может сжиматься при воздействии избыточного давления транспортируемой среды на клапан, перемещающийся вглубь конической поверхности, благодаря чему уменьшается проходное сечение сквозной полости корпуса и давление на выходе снижается.

В этой конструкции регулятор давления обеспечивает регулировку давления транспортируемой среды на входе, то есть «до себя» и не позволяет регулировать давление в случаях его изменения на выходе, то есть в режиме «после себя», аналогично конструкции регулятора, которая описана выше, но которая не предотвращает несанкционированную регулировку. Винт, закрепляющий шток на центральном участке, допускает возможность регулировки длины штока, однако его регулировка возможна лишь в случае демонтажа трубопровода, который осуществляется компетентным лицом, поскольку доступ к винту возможен лишь через полость подачи транспортируемой жидкости.

Технический результат полезной модели заключается в расширении арсенала средств регулировки давления транспортируемой жидкой или газообразной среды, которое обеспечивает автоматическую регулировку давления в настроенном предварительно диапазоне в режиме «после себя» при исключении возможности несанкционированного доступа к изменению настроечных параметров.

Этот технический результат достигается регулятором давления, который содержит:
- корпус, выполненный со сквозной полостью и с элементом со стороны первого из торцов для подключения к трубопроводу;
- пробку, жестко связанную с корпусом со стороны его второго торца, выполненную со сквозной полостью и с элементом для подключения к трубопроводу со стороны, противоположной расположению корпуса;
- обойму, расположенную внутри полости корпуса и жестко в нем зафиксированную, также выполненную со сквозной полостью;
- клапан, установленный в пробке с возможностью продольного перемещения и фиксации положения с обеспечение прохождения транспортируемой среды через сквозную полость пробки;
- втулку, выполненную со сквозной полостью и установленную в сквозной полости обоймы с возможности продольного перемещения и взаимодействия одной торцевой поверхностью с клапаном для предотвращения движения транспортируемой среды;
- пружину сжатия, расположенную в обойме с возможностью взаимодействия со втулкой со сжатием в направлении движения втулки к клапану.

При этом втулка выполнена в поперечном сечении Т-образной и установлена в обойме с возможностью контакта внутренней поверхностью расширенного участка с пружиной сжатия и прохождения узкого участка через сквозную полость обоймы, причем узкий и расширенный участки втулки уплотнены относительно смежных им участков обоймы для изоляции пружины сжатия.

В наилучшем варианте осуществления полезной модели обойма выполнена с П-образной стенкой в поперечном сечении, образующей кольцевую полость, в которой расположена пружина сжатия. При этом узкий и расширенный участки втулки уплотнены относительно смежных им, соответственно, узкого и широкого участков обоймы.

Также в наилучшем варианте осуществления полезной модели пробка выполнена с центральным участком, расположенным внутри ее сквозной полости и связанным с ней радиальными перемычками, центральный участок выполнен с резьбовым отверстием, а клапан выполнен в виде винта, установленным в резьбовом отверстии центрального участка пробки, на конце которого, обращенном в направлении втулки, закреплена опорная чашка, внутри которой расположен упругий уплотнительный элемент с возможностью взаимодействия с торцевой поверхностью втулки. Предпочтительно, когда резьба центрального участка пробки и винта клапана выполнена с мелким шагом.

Корпус, пробка, обойма и втулка могут быть изготовлены из латуни, а пружина сжатия – из нержавеющей стали. Винт и опорная чашка клапана также могут быть изготовлены из латуни. Упругий уплотнительный элемент может быть изготовлен из этилен-пропилен-диен-каучук, из бутадиен-нитрильный эластомера или из фторэластомера.

Втулка в наилучшем варианте осуществления полезной модели уплотнена относительно обоймы с использованием упругих уплотнительных колец, расположенных в выполненных во втулке кольцевых проточках. Упругие уплотнительные кольца могут быть изготовлены из тех же материалов, что и упругий уплотнительный элемент клапана.

В наилучшем варианте осуществления конструкция регулятора давления удовлетворяет следующему условию:
P1S1 ± Nтр + kΔs = P2S2,
где
P1 – давление транспортируемой среды на торцевую поверхность втулки со стороны пробки;
P2 - давление транспортируемой среды на торцевую поверхность втулки со стороны первого торца корпуса;
S1 - площадь проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности втулки со стороны пробки;
S2 - площадь проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности втулки со стороны первого торца корпуса;
Nтр – сила трения в уплотнениях между втулкой и обоймой;
k – коэффициент упругости пружины сжатия;
Δs – расстояние между взаимодействующими поверхностями клапана и втулки.

Возможность осуществления полезной модели подтверждается конкретным примером выполнения регулятора давления, который проиллюстрирован графическими материалами, где на фиг.1 показан продольный разрез регулятора давления, а на фиг.2 – схема сил нагружения его регулирующих элементов.

Регулятор давления содержит корпус 1, выполненный со сквозной полостью 2 и с элементом 3 со стороны первого торца 4 для подключения к трубопроводу (на чертеже не показан). С корпусом 1 жестко связана пробка 5, расположенная со стороны второго торца 6 корпуса 1, которая также выполнена со сквозной полостью 7 и с элементом 8 для подключения к трубопроводу со стороны, противоположной расположению корпуса 1. Жесткая связь корпуса 1 с пробкой 5 обеспечивается их резьбовым соединением.

Внутри сквозной полости 7 пробки 5 с возможностью продольного перемещения и фиксации положения с обеспечение прохождения транспортируемой среды через сквозную полость 7 пробки 5 установлен клапан 9. Для установки клапана 9 пробка 5 выполнена с центральным участком 10, располагающимся внутри ее сквозной полости 7 и связанным с ней радиальными перемычками 11. Центральный участок 10 выполнен с резьбовым отверстием 12, а клапан 10 выполнен в виде винта 13, установленным в резьбовом отверстии 12 центрального участка 10 пробки 5, на конце которого закреплена опорная чашка 14, внутри которой расположен упругий уплотнительный элемент 15. Резьба резьбового отверстия 12 и винта 13 выполнена с мелким шагом.

Внутри полости 2 корпуса 1 расположена обойма 16, жестко в нем зафиксированная за счет зажатия между корпусом 1 и пробкой 5, которая, также выполнена со сквозной полостью 17. Обойма 16 выполнена с П-образной стенкой 18 в поперечном сечении, образующей кольцевую полость 19, в которой расположена пружина сжатия 20.

В сквозной полости 17 обоймы 16 установлена втулка 21, имеющая сквозную полость 22. Втулка 21 установлена с возможности продольного перемещения и выполнена в поперечном сечении Т-образной с возможностью контакта внутренней поверхностью 23 расширенного участка 24 с пружиной сжатия 20.

Узкий участок 25 втулки 21 проходит через сквозную полость 17 обоймы 16. При этом втулка 21 установлена с возможностью взаимодействия торцевой поверхностью 26 узкого участка 25 с упругим уплотнительным элементом 15, расположенным в опорной чашке 14 на конце винта 13, обращенном в направлении втулки 21, причем пружина сжатия 20 взаимодействует с втулкой 21 со сжатием в направлении движения втулки 21 в сторону клапана 9.

Площадь проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности 26 втулки 21, свободной для взаимодействия с транспортируемой средой со стороны пробки 5, меньше площади проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности 27 втулки 21, свободной для взаимодействия с транспортируемой средой со стороны первого торца 4 корпуса 1. Реализация этого условия обеспечивается уплотнением узкого 25 и расширенного 24 участков втулки 21 относительно смежных им, соответственно, узкого 28 и широкого 29 участков обоймы 16. Для уплотнения втулки 21 относительно обоймы 16 использованы упругих уплотнительные кольца 30 и 31, расположенные в выполненных во втулке 21 соответствующих кольцевых проточках (30, 31). Таким образом, кольцевая полость 19, в которой расположена пружина сжатия 20, оказывается изолированной от текучей среды и воздействия ее давления на внутреннюю поверхность 23 и аналогичные ей расширенного участка 24 втулки 21.

В процессе работы избыточное давление P2, воздействующее на торцевую поверхность 27 втулки 21, приводит к перемещению втулки 21 в направлении клапана 9. В этом случае уменьшается проходное сечение между клапаном 9 и торцевой поверхности 26 втулки 21, причем возможно полное перекрывание прохождения транспортируемой среды при контакте торцевой поверхности 26 втулки 21 с упругим уплотнительным элементом 15 клапана 9. Таким образом исключается возрастание давление со стороны пробки 5 и избыточная подача транспортируемой среды в трубопровод, подключенный со стороны первого торца 4 корпуса 1.

Настройка регулятора давления осуществляется из следующего соотношения, учитываемого конструкцией регулятора давления в целом:
P1S1 ± Nтр + kΔs = P2S2,
где
P1 – давление транспортируемой среды на торцевую поверхность 26 втулки 21 со стороны пробки 5;
P2 - давление транспортируемой среды на торцевую поверхность 27 втулки 21 со стороны первого торца 4 корпуса 1;
S1 - площадь проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности 26 втулки 21 со стороны пробки 5;
S2 - площадь проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности 27 втулки 21 со стороны первого торца 4 корпуса 1;
Nтр – сила трения в уплотнениях между втулкой и обоймой;
k – коэффициент упругости пружины сжатия 20;
Δs – расстояние между взаимодействующими поверхностями клапана 9 и втулки 21.

Выбор в соотношении знака плюс или минус зависит от направления движения втулки 21, то есть зависит от конкретных расчетных условий.

Регулирующая способность регулятора давления A равна отношению P2/P1. Регулирующая способность A тем выше, чем больше отношение площадей S2/S1. При этом упругость пружины сжатия прямопропорциональна произведению A×B.

В приведенном выше примере осуществления полезной модели корпус 1, пробка 5, обойма 16 и втулка 21 изготовлены из латуни, а пружина сжатия 20 – из нержавеющей стали. Возможен вариант, когда корпус 1 и пробка 5 изготовлены из полипропилена рандом сополимера с этиленом (этот вариант на чертежах не показан), в котором заформованы элементы из латуни с резьбой для соединения корпуса 1 и пробки 5. Винт 13 и опорная чашка 14 клапана 9 также изготовлены из латуни. Упругий уплотнительный элемент 15 и уплотнительные кольца 30 и 31 изготовлены из этилен-пропилен-диен-каучук. Также могут быть использованы бутадиен-нитрильный эластомер и фторэластомер.

Все детали регулятора давления, выполненного в соответствии с настоящей полезной моделью, изготавливаются по известным технологиям изготовления деталей из перечисленных материалов. Приведенный пример осуществления полезной модели не является исчерпывающим. Возможны иные варианты осуществления полезной модели, соответствующие объему патентных притязаний.


Формула полезной модели


1. Регулятор давления, содержащий
корпус, выполненный со сквозной полостью и с элементом со стороны первого из торцов для подключения к трубопроводу,
пробку, жестко связанную с корпусом со стороны его второго торца, выполненную со сквозной полостью и с элементом для подключения к трубопроводу со стороны, противоположной расположению корпуса,
обойму, расположенную внутри полости корпуса и жестко в нем зафиксированную, также выполненную со сквозной полостью,
клапан, установленный в пробке с возможностью продольного перемещения и фиксации положения с обеспечение прохождения транспортируемой среды через сквозную полость пробки,
втулку, выполненную со сквозной полостью и установленную в сквозной полости обоймы с возможности продольного перемещения и взаимодействия одной торцевой поверхностью с клапаном для предотвращения движения транспортируемой среды,
пружину сжатия, расположенную в обойме с возможностью взаимодействия со втулкой со сжатием в направлении движения втулки к клапану,
при этом втулка выполнена в поперечном сечении Т-образной и установлена в обойме с возможностью контакта внутренней поверхностью расширенного участка с пружиной сжатия и прохождения узкого участка через сквозную полость обоймы, причем узкий и расширенный участки втулки уплотнены относительно смежных им участков обоймы для изоляции пружины сжатия.

2. Регулятор по п.1, отличающийся тем, что обойма выполнена с П-образной стенкой в поперечном сечении, образующей кольцевую полость, в которой расположена пружина сжатия, при этом узкий и расширенный участки втулки уплотнены относительно смежных им, соответственно, узкого и широкого участков обоймы.

3. Регулятор по п.1, отличающийся тем, что пробка выполнена с центральным участком, расположенным внутри ее сквозной полости и связанным с ней радиальными перемычками, центральный участок выполнен с резьбовым отверстием, клапан выполнен в виде винта, установленным в резьбовом отверстии центрального участка пробки, на конце которого, обращенном в направлении втулки, закреплена опорная чашка, внутри которой расположен упругий уплотнительный элемент с возможностью взаимодействия с торцевой поверхностью втулки.

4. Регулятор по п.3, отличающийся тем, что резьба центрального участка пробки и винта клапана выполнена с мелким шагом.

5. Регулятор по любому из пунктов 1-4, отличающийся тем, что корпус, пробка, обойма и втулка изготовлены из латуни, а пружина сжатия – из нержавеющей стали.

6. Регулятор по п.3, отличающийся тем, что, винт и опорная чашка клапана изготовлены из латуни.

7. Регулятор по пп.3 или 6, отличающийся тем, что упругий уплотнительный элемент изготовлен из материала, выбранного из группы, включающей: этилен-пропилен-диен-каучук, бутадиен-нитрильный эластомер, фторэластомер.

8. Регулятор по п.1, отличающийся тем, что втулка уплотнена относительно обоймы с использованием упругих уплотнительных колец, расположенных в выполненных во втулке кольцевых проточках и изготовленных из материала, выбранного из группы, включающей: этилен-пропилен-диен-каучук, бутадиен-нитрильный эластомер, фторэластомер.

9. Регулятор по п.1, отличающийся тем, что он удовлетворяет следующему условию:
P1S1 ± Nтр + kΔs = P2S2,
где
P1 – давление транспортируемой среды на торцевую поверхность втулки со стороны пробки;
P2 - давление транспортируемой среды на торцевую поверхность втулки со стороны первого торца корпуса;
S1 - площадь проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности втулки со стороны пробки;
S2 - площадь проекции на поперечную плоскость торцевой поверхности втулки со стороны первого торца корпуса;
Nтр – сила трения в уплотнениях между втулкой и обоймой;
k – коэффициент упругости пружины сжатия;
Δs – расстояние между взаимодействующими поверхностями клапана и втулки.


Реферат


Технический результат заключается в расширении арсенала средств регулировки давления транспортируемой жидкой или газообразной среды, которое обеспечивает автоматическую регулировку давления в настроенном предварительно диапазоне в режиме «после себя» при исключении возможности несанкционированного доступа к изменению настроечных параметров. Регулятор давления содержит корпус 1, выполненный со сквозной полостью 2 и с элементом 3 со стороны первого торца4 для подключения к трубопроводу, пробку 5, жестко связанную с корпусом 1 со стороны его второго торца 6, выполненную со сквозной полостью 7 и с элементом 8 для подключения к трубопроводу со стороны, противоположной расположению корпуса 1, обойму 16, расположенную внутри полости 2 корпуса 1 и жестко в нем зафиксированную, также выполненную со сквозной полостью 17, клапан 9, установленный в пробке 5 с возможностью продольного перемещения и фиксации положения с обеспечение прохождения транспортируемой среды через сквозную полость 7 пробки 5, втулку 21, выполненную со сквозной полостью 22 и установленную в сквозной полости 17 обоймы 16 с возможности продольного перемещения и взаимодействия одной торцевой поверхностью 26 с клапаном 9 для предотвращения движения транспортируемой среды, пружину сжатия 20, расположенную в обойме 16 с возможностью взаимодействия со втулкой 21 со сжатием в направлении движения втулки 21 к клапану 9. Втулка 21 выполнена в поперечном сечении Т-образной и установлена в обойме 16 с возможностью контакта внутренней поверхностью 23 расширенного участка 24 с пружиной сжатия 20 и прохождения узкого участка 25 через сквозную полость 17 обоймы 16, причем узкий 25 и расширенный 24 участки втулки 21 уплотнены относительно смежных им участков обоймы 16 для изоляции пружины сжатия 20. 8 з.п.ф-лы, 2 Ил.


Графические материалы