Новости за 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
 
Кабина самолета (варианты), патент РФ на полезную модель № 36348
Патент РФ на полезную модель № 36348 «Кабина самолета (варианты)»

Патентообладатель: Закрытое акционерное общество "Авиакомпания Волга-Днепр", Авторы: Григорьев В.Л., Журавлев К.Ю.; Международная патентная классификация: 7 B64D 43/00; Дата подачи заявки: 13.08.2003; Дата публикации сведений о выдаче патента (выдача патента): 10.03.2004.

Описание полезной модели

Полезная модель относится к авиационной промышленности, а именно к системам компоновки оборудования в кабинах самолетов и навигационному оборудованию самолетов.

Известна кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной панелью командира, второго пилота и бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана. На первый и второй приборы индикации навигационной обстановки подается информация с радиолокатора о метеообстановке и встречных препятствиях. Приборы индикации навигационной обстановки реализованы в виде мониторов с электроннолучевыми трубками. Приборы снабжаются светозащитными блендами. Для просмотра информации пилот или штурман вынуждены прижимать лицо к бленде, наблюдая таким образом отображаемую на мониторе информацию (см. Федоров В.И., «Радиолокационное оборудования самолета ИЛ-76ТД и его летная эксплуатация», Министерство гражданской авиации, Центр ГА СЭВ – ИПК, Ульяновск, 1990, стр. 66).

Недостатки известного технического решения заключаются в ограниченных информационных возможностях приборов индикации навигационной обстановки и не достаточно рентабельном использовании по этой причине площади перед креслами командира, второго пилота, бортинженера и штурмана, поскольку значительный период полетного времени получение информации пилотами или штурманом с радиолокационного датчика не требуется, но в такие периоды времени пилотам и штурману важно получать в доступном виде информацию иного содержания. Кроме того, известными приборами не удобно пользоваться из-за необходимость прижимать лицо к светозащитной бленде. Пилот вынужден менять свое положение в кресле, снимая руки с рычагов управления, что недопустимо в каких-либо сложных погодных условиях, пилот теряет из вида иные приборы, расположенные перед ним, и в дальнейшем ему требуется увеличенный промежуток времени для восстановления внимания на других приборах. Эти обстоятельства приводят к снижению безопасности полетов, повышению утомляемости пилотов, усложнению процесса управления самолетом. Как следствие, снижается безопасность полетов.

Задача полезной модели заключается в повышении безопасности полетов, повышению эргономичности кабины самолета, удобства управления, увеличении доступности и облегчении доступа к информации, выдаваемой приборами.

Существует два варианта решения указанных задач полезной модели.

Согласно первому варианту кабина самолета включает первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной панелью первого и второго пилотов, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана. Первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов. Каждый прибор индикации связан с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов.

Согласно второму варианту кабина самолета включает первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной панелью первого и второго пилотов, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана. Первый и второй приборы индикации выполнены, как и в первом варианте, в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов. Приборы связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, а также с системой, выполняющей одновременно функцию раннего предупреждения близости земли и функцию предупреждения об опасном сближении самолетов.

Перечисленные признаки вариантов полезной модели обеспечивают решение задачи полезной модели, устраняются все недостатки, перечисленные выше в отношении аналога. Задача полезной модели решается за счет реализации технических результатов, заключающихся, в частности, в выведении на приборы индикации навигационной обстановки информации, получаемой от управляющей вычислительной системы самолета, метеонавигационной радиолокационной станции, системы раннего предупреждения близости земли, системы предупреждения об опасном сближении самолетов. Отдельные виды выводимой на приборы индикации информации, которые также характеризуют технические результаты, достигаемые вариантами полезной модели, приведены ниже при описании примеров осуществления полезной модели.

Примеры конкретного выполнения, подтверждающие возможность осуществления полезной модели с реализацией назначения, поясняются графическими материалами.

На фиг.1 показана блок-схема взаимодействия пилотажно-навигационной аппаратуры с индикаторами навигационной обстановки по первому варианту полезной модели.

На фиг.2 показана блок-схема взаимодействия пилотажно-навигационной аппаратуры с индикаторами навигационной обстановки по второму варианту полезной модели.

На фиг.3 показана кабина самолета; вид на приборные панели командира, второго пилота, бортинженера и лобовое остекление самолета.

Кабина самолета, включает кабину пилотов и кабину штурмана. В кабине пилотов размещается первый прибор индикации навигационной обстановки 1, который, закрепляется консольно по центру над приборной панелью, состоящей из приборной доски командира 2, приборной доски второго пилота 3 и приборной доски бортинженера 4. Второй прибор индикации навигационной обстановки 5 размещается в кабине штурмана впереди кресла штурмана слева с возможностью удобного обзора штурманом. Приборы 1 и 5 выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов. Согласно первому варианту полезной модели (фиг.1) приборы связаны с управляющей вычислительной системой 6 самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией 7, системой раннего предупреждения близости земли 8 и системой предупреждения об опасном сближении самолетов 9.

На обоих приборах 1 и 5 отображается информация:
- с управляющей вычислительной системы;
- с метеонавигационной радиолокационной системы;
- с системы раннего предупреждения близости земли;
- с системы предупреждения об опасном сближении самолетов.

Выбор видов отображаемой информации производится с помощью органов управления, размещенных на обрамлении приборов. Управление масштабами изображения производится в ручном режиме с помощью кнопок и автоматически по сигналам от управляющей вычислительной системы 6.

Предусмотрен обмен информацией между радиолокационной системой и каждым из приборов индикации навигационной обстановки 1 и 5. Информация обработанного радиолокационного сигнала подается в индикаторы биполярным фазомодулированным кодом с частотой 1МГц в виде последовательных слов емкостью 1600бит и общей длительностью 1600мкс.

Из управляющей вычислительной системы 6 на приборы 1 и 5 передается информация последовательным кодом на частоте 100±1% кГц (широта, долгота, путевая скорость, истинный путевой угол, истинный курс, план полета, информация о маневрах самолета в зоне аэродрома и т.п.). От приборов 1 и 5 управляющей вычислительной системе 6 передача информации осуществляется последовательным кодом на частоте 12,5±10% кГц (выбор уровня информационного наполнения формата навигационной информации, листание страниц в пределах выбранной таблицы при включенном режиме просмотра справочных таблиц, вызов на индикацию или снятие информации от радиолокационной системы, вызов на индикацию для просмотра справочных таблиц и т.п.).

От системы раннего предупреждения близости земли 8 информация на приборы 1 и 5 передается последовательным кодом (карта пролетаемой местности, масштабы, ориентация самолета по курсу, путевой угол, единицы измерения).

Система предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе 9 передает на приборы 1 и 5 текущую информацию о самолетах, находящихся в различной степени близости и рекомендации пилотам о маневрах самолета.

В случае возникновения критической информации о приближении к земной поверхности приборы 1 и 5 одновременно прервут текущий кадр и высветится кадр от системы раннего предупреждения близости земли 8.

Согласно второму варианту полезной модели (фиг.2) первый прибор индикации навигационной обстановки 10, установленный в кабине пилотов, и второй прибор индикации навигационной обстановки 11, установленный в кабине штурмана, связаны с управляющей вычислительной системой самолета 12, метеонавигационной радиолокационной станцией 13, а также с системой 14 раннего предупреждения близости земли и об опасном сближении самолетов. Согласно второму варианты полезной модели функцию раннего предупреждения близости земли и функцию предупреждения об опасном сближении самолетов выполняет единая система 14, в то время как согласно первому варианту имеют место две системы: система раннего предупреждения близости земли 8 и система об опасном сближении самолетов в воздухе 9. Объем информации во втором варианте полезной модели, передаваемой системой 14 на приборы 10 и 11 аналогичен информации, передаваемой на приборы 1 и 5 по первому варианту полезной модели.

Расположение и закрепление приборов в кабине самолета осуществляется по известным правилам с использованием традиционных приемов. Приборы производятся по известным современным технологиям. Соединение отдельных блоков систем обеспечивается традиционными для авиационного приборостроения средствами.


Формула полезной модели

1. Кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, причем первый и второй приборы индикации связаны с метеонавигационной радиолокационной станцией, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, упомянутой метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе.

2. Кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, причем первый и второй приборы индикации связаны с метеонавигационной радиолокационной станцией, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, упомянутой метеонавигационной радиолокационной станцией, а также с единой системой раннего предупреждения близости земли и предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе.

3. Кабина самолета по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что над приборной доской первого и второго пилотов установлены, по меньшей мере, два прибора индикации навигационной обстановки.